Законность сбора контактных данных

Законные методы сбора клиентской базы
Внимание! Данная публикация не является юридической консультацией.

Сбор и актуализация клиентской базыважнейшая часть работы отдела продаж любой компании. Клиентской базы имеют огромную ценность для продажников и маркетологов, потому что инструментарий прямых адресных продаж и ремаркетинга даёт наилучший результат в соотношении цена/качество. В телемаркетинге персональные данные нас интересуют в основном как контактные данные для формирования базы потенциальных клиентов.
Существует множество способов получения такой базы контактных данных потенциальных клиентов, но не все они легальны. Давайте разберёмся, какие методы сбора базы контактных данных законны, а какие — нет.

Первое, что вы должны узнать:

Незаконный сбор или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия, наказываются … лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трех лет. (162-ФЗ в ред. от 08.12.2003)

Российское законодательство ревностно охраняет неприкосновенность частной жизни и персональных данных. Правовое поле для оперирования ПДн определяется одним простым принципом, назовём его…

«Главное правило»

Любые действия с ПДн, сведениями о частной жизни и контактными данными физического лица могут быть совершены только с прямого и сознательного согласия субъекта ПДн.

Соответственно, все методы сбора контактных данных можно разделить на те, которые происходят с согласия субъекта персональных данных (законные) и без его согласия (незаконные).

Обговорим сразу: всё сказанное ниже касается прежде всего контактных (персональных) данных физических лиц. Юридическое лицо не обладает персональными данными (в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных»). Следовательно, получение согласия юридического лица на обработку его контактных данных не требуется. Исключение составляют данные, являющиеся коммерческой тайной и попадающие под действие авторского права или лицензионного соглашения.

Лидогенерация

Пожалуй, единственный законный способ получения контактных данных потенциальных клиентов — когда они сами по собственной воле передают их вам. При этом согласие клиента на сбор и обработку ПДн должно быть дано в явной форме, выражено действием и сохранено в документальной форме: в виде записи в базе данных, собственноручно подписанной анкеты или аудиозаписи. Оператор персональных данных обязан сохранить согласие в исходном виде.

Наиболее распространённые формы в получении контактных данных потенциальных клиентов (лидогенерации): заполнение формы на сайте компании, получение скидочной карты или даже во время телефонного разговора. В любом случае, согласие должно звучать приблизительно так: «согласен на обработку персональных данных, содержащихся в настоящей анкете с целью направления мне указанной выше информации, в том числе на передачу соответствующей информации лицам, привлекаемым к исполнению указанных действий».

Что если купить клиентскую базу?

Огромная ценность контактных данных потенциальных клиентов рождает высокий спрос. А спрос рождает предложение. В интернете вы найдёте сотни предложений о приобретении клиентской базы различных предприятий. Ведь это отличная идея — просто купить контакты клиентов конкурентов и предложить им лучшие условия.

Наиболее распространённый источник таких баз — элементарное воровство сотрудников. Если компания не озаботилась защитой собственной клиентской базы, то рано или поздно её ждёт утечка. Недаром во многих вакансиях для менеджера продаж выставляется требование «наработанная клиентская база».

Давайте вспомним Главное правило: такую базу можно продавать только с согласия на распространение и обработку персональных данных клиентов. Что важнее, если ПДн были получены без согласия субъекта данных, то дальнейшее их использование незаконно.

Ст.18 ФЗ «О защите персональных данных» гласит:

Если персональные данные получены не от субъекта персональных данных, оператор… обязан предоставить субъекту персональных данных следующую информацию:
1. наименование либо фамилия, имя, отчество и адрес оператора или его представителя;
2. цель обработки персональных данных и ее правовое основание;
3. предполагаемые пользователи персональных данных;
4. установленные настоящим Федеральным законом права субъекта персональных данных;
5. источник получения персональных данных.

Немалый набор требований. Готовы выполнить их, понимая, что полученные контакты не гарантируют продаж? Кроме того, покупка украденной базы может быть чревата иском о защите коммерческой тайны. Даже получив согласие субъектов ПДн на обработку и обзвон, вы не сможете воспользоваться ей, если настоящий владелец базы обратится в суд.

Законно ли использовать данные из открытых источников?

Согласно 261-ФЗ:

«В целях информационного обеспечения могут создаваться общедоступные источники персональных данных (в том числе справочники, адресные книги). В общедоступные источники персональных данных с письменного согласия субъекта персональных данных могут включаться его фамилия, имя, отчество, год и место рождения, адрес, абонентский номер, сведения о профессии и иные персональные данные, сообщаемые субъектом персональных данных».

Давайте обсудим законность использования контактных данных физических лиц, полученных из открытых источников, например, «Жёлтых страниц». Данные базы могут использоваться по-разному, но главным образом, конечно, для контактов посредством отправки электронных писем, СМС-сообщений или совершения звонков. Тем не менее, осуществление такого сбора данных – это нарушение федерального закона «О персональных данных», поскольку обработка персональных данных может осуществляться только при согласии субъекта.

Несмотря на то, что пользователи действительно выкладывают свои данные в открытых источниках, статья 6 федерального закона «О персональных данных» все равно обязывает получать согласие на обработку персональных данных. Обязанность предоставить доказательство получения согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных или доказательство наличия оснований возлагается на оператора.

Если информация из открытых источников была получена без согласия субъекта данных, то дальнейшее ее использование будет незаконным.

Это утверждение верно и для парсинга данных из открытых источников. Парсинг — это автоматизированный сбор информации из источника данных. Например, сбор контактных данных пользователей с сайтов, социальных сетей или из базы данных 2Gis. В интернете полно предложений по парсингу 2Gis или Avito, однако сбор данных пользователей с сайтов объявлений или социальных сетей незаконен.

ВКонтакте

Летом 2017 года Роскомндзор высказал свою позицию относительно сбора и использования данных пользователей социальной сети:

В соответствии с пунктом 5.12 пользовательского соглашения сети «ВКонтакте», пользователь дает согласие только на доступ к информации, которую он размещает на персональной странице, в том числе к своим персональным данным. Согласия на сбор, обработку и передачу третьим лицам пользователь не дает. Если сбор делался ранее, то такая практика должна быть прекращена.

Пресс-служба Роскомнадзора

Эта позиция вызывает много критики, в том числе и со стороны юристов, потому что частично противоречит установленным нормам о персональных данных и собственной позиции РКН от осени 2016 года: управление Роскомнадзора по Тверской области в письменных возражениях, представленных в судебный процесс, указывало, что персональные данные из «ВКонтакте» являются общедоступными, а значит — открытыми для обработки.

«ВКонтакте» запрещает автоматизированный сбор информации о пользователях в своём пользовательском соглашении. В тоже время в соцсети существует форма авторизации для сторонних сайтов, использование которой подразумевает согласие пользователя на обработку данных о нем. Компания, получившая доступ к данным, может использовать их по своему усмотрению.

2Gis

Хотя, контактные данные юридических лиц не являются персональными данными, 2Gis тоже активно борется с парсингом. База данных 2Gis является продуктом интеллектуальной деятельности и на неё распространяется авторское право.

В соответствии с лицензионным соглашением

ЗАПРЕЩАЕТСЯ копирование, воспроизведение, переработка, распространение, размещение в свободном доступе (опубликование) в сети Интернет, использование в средствах массовой информации и/или коммерческое использование картографических материалов и справочно-информационных материалов, как прямо извлеченных из баз данных, включаемых в состав Программных продуктов и/или Онлайн-сервисов 2ГИС, так и полученных путем копирования результатов обработки данных с использованием Программных продуктов и/или Онлайн-сервисов 2ГИС, а также производных от таких материалов продуктов (с дополнениями, сокращениями и прочими переработками).

Лицензионное соглашение 2Gis прямо запрещает автоматический/ручной парсинг и коммерческое/бесплатное распространение информации из баз данных 2Gis. Создавая, заказывая или используя парсеры 2Gis, вы нарушаете лицензионное соглашение, это может стать причиной судебных исков.

Однако есть и полностью легальный способ получить выгрузку базы 2Gis — использовать API 2ГИС. Мы партнёры 2Gis и предоставляем полностью законный доступ к API 2Gis через интерфейс программы Call Office. Это самый удобный и законный способ получить базу контактных данных компаний для обзвона.

Получается, всё нельзя?!

Российское законодательство строго в отношении сбора и обработки персональных данных. Однако у нас осталось несколько простых способов сбора контактных данных потенциальных клиентов.

1. Лидогенерация. Просто получите согласие посетителя на обработку ПДн. При всех преимуществах, этот способ самый долгий и затратный. По нашей собственной оценке, стоимость подписчика из различных источников может колебаться от 2 руб до 250 руб.

2. Сбор данных, размешенных в открытом доступе (открытые источники), если соблюдаются следующие условия:

  • У вас есть согласие на обработку персональных данных от субъекта ПДн или вы собираете контактные данные юридических лиц;
  • Данные не защищаются авторским и смежным правом и не составляют коммерческой тайны;
  • Сбор осуществляется законным способом и не приводит к нарушению работы источника данных;
  • Полученная вами информация не приводит к ограничению конкуренции.

Другой вопрос, законно ли вы используете полученные данные?

Понравилась статья? Расскажите друзьям!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *